Как доехать до Португалии на велосипеде: 11 советов от человека, который педалил 5 000 км

Юрий Федорченко осенью прошлого года добрался из Петербурга до Португалии на велосипеде. Он преодолел около 5 000 километров. Специально для читателей «Мир, гамарджоба» Юрий, который ведет крутой канал в Instagram (обязательно подпишитесь), рассказывает, что делать если соберетесь повторить его подвиг хотя бы частично.

1. Общайтесь с местными

В Европе очень любят движуху с путешествиями такого формата и охотно помогают. В Германии, например, мне дали совет педалить вдоль Эльбы, так как здесь проходит 1200-километровая велодорожка. А в Швеции оказывается официально можно ставить палатку в National Reservat на одни сутки. В Швеции, Франции, Швейцарии, Испании, Германии, Дании местные приглашали к себе домой и это был невероятно крутой опыт — посмотреть, как и чем живет простой народ. И я не говорю о том, сколько удалось попробовать местных блюд и вин по пути. В Португалии и Испании посоветовали приходить в определенные заведения, где можно плотно поесть на 1,5-2 евро. Это весьма дельный совет для бюджетных путешественников.

2. В случае необходимости не стесняйтесь попросить о помощи!

Я был сильно ограничен в бюджете и не всегда получалось остановиться в кемпинге, хостеле или гостинице. Учитывая, что третий вариант размещения крайне дорог, то я его просто отметал. Второй вариант неплох, но хостелы не часто встретишь, когда днями едешь через сельскую местность. Кемпинги же встречаются чаще, однако, бывает такое, что не успеваешь доехать к кемпингу до закрытия. На помощь снова приходили местные жители.

Я приезжал в деревню и спрашивал разрешения оставить на ночь заряжаться телефон и powerbank в доме хозяев, а сам просил позволить поставить палатку рядом с домом. В итоге с утра все заряжено и можно дальше двигать в путь.

Кроме того, очень помогали группе в Facebook «Русские в …» — в зависимости от страны, где нахожусь. Но не стоит этим пренебрегать. Имейте совесть.

Фото: Юрий Федоренко
3. Не бойтесь ставить палатку дикарём

Я потратил много денег только из-за своего страха, поэтому практически на протяжении всей Скандинавии я ставил палатку в кемпингах, хотя в Швеции официально разрешено ставить палатку в National reserve на одни сутки.

Уже на полпути, в Германии, я понял, что до меня никому нет дела. До Португалии я успел поспать в центре футбольного поля, на виноградных полях, в садах и огородах, в центре поля, за стогами сена и так далее. Самое экзотическое место — на крытой спортивной площадке. Пустил тренер футбольной команды. Максимум, что может случиться — полиция попросит свернуть палатку и уйти. Так было в Португалии, когда мы большой компанией австралийцев приехали на чемпионат мира по серфингу в Пенише, и поставили палатки прямо на парковке рядом с домами на колесах. Нас попросили свернуть и сказали, что кемпинги в таком виде здесь не разрешены. То же самое касается пляжей Испании и Франции, хотя и там и там я ставил палатку на ночь.

И самое главное: не въезжайте вечером в крупные города, если планируете ставить палатку дикарем. Из крупных городов достаточно долго выезжать, учитывая их масштабы относительно маленьких деревень. Поэтому на выезд уходит много времени. Чаще всего бывает так, что при выезде из города уже находишься в сумерках, а в темноте искать место под палатку мягко говоря неудобно.

4. Еда — залог счастливого путешествия.

Мною была допущена серьезная ошибка. Я не брал ничего с собой для готовки еды (примус, кастрюли и так далее), тем самым ежедневно создавая себе дополнительные проблемы. В Скандинавии, а также во Франции постоянно питаться в кафе и ресторанах дорого и кошелек быстро пустеет. А без полноценных горячих блюд сил на езду не остается.

Для себя я придумал следующую систему: на завтрак банка колы с мюслями, перед обедом шоколад и фрукты, на обед что-то горячее, на ужин любой возможный перекус.
Если бы я взял с собой примус, то вышло бы намного дешевле и вкуснее. И главное— менее геморройно.

5. Здоровье и гигиена.

К счастью, со здоровьем никаких проблем не возникало. Исключение — боли при нагрузке на колени и спину. Если с болью не получалось справиться, то останавливался и мазал Tiger Balm или мазью Himalayan (можно найти в аптеках), которая снимает боли в мышцах и суставах. Короче говоря, мази — must have.

С гигиеной бывали напряги. Уже к концу поездки я просек фишку, что можно было останавливаться у спорткомплексов и заходить помыться. А так по большей части это были кемпинги или душевые на пляже.

Фото: Юрий Федоренко
6. Экипировка

Я не брал велопамперсы. Сел и поехал в обычных спортивных шортах. Было много шуток и вопросов в духе: ты там ничего себе не стер? Нет, не стер.
Очень пригодился ортопедический наколенник и ортопедические стельки. В Швеции и Португалии очень холмистая местность и бывало так, что колено ныло настолько сильно, что приходилось давить на педаль только одной ногой.

Еще одну ошибку, причем достаточно фатальную, я совершил еще в самом начале поездки. Я не покупал специальные сумки для велосипеда и вдобавок нагрузил спину двенадцатикилограммовым рюкзаком. Болела спина до самой Дании, пока не привыкла к нагрузке. По пути я не встретил ни одного человека, который бы ехал также.
У меня была обычная дорожная сумка, которую на багажнике я закрепил эластичной веревкой с крючками.

Я покупал защиту от дождя на обувь в туристическом магазине. Стоила она 20 евро, на липучках. Она спасала меня ни раз, ноги оставались сухими.

7. Ремонт и транспортировка

C колесами начались серьезные проблемы во Франции, так как стало попадаться все больше и больше растений с шипами. Я часто ездил проселочными дорогами и иголки от шипов сопровождали до конца Испании. Каждое утро по традиции начиналось с того, что я просыпался и видел спущенное переднее колесо, которое разумеется приходилось латать. С задним колесом проблем не было.

В Германии я проглядел огромную яму и попал в нее передним колесом, после чего оно начало «восьмерить» примерно на полтора сантиметра. Новое колесо обошлось в 50 евро. Если ехать со сломанным колесом, то ни к чему хорошему, по словам немецких веломехаников, не приведет.

С транспортировкой проблем не возникнет, если к этому вопросу подойти заранее. В любом веломагазине есть коробки, в которых транспортируют велосипед.

Мне в очередной раз повезло. В последние дни перед вылетом я находился в городе Лагош (Португалия ) и на целый город был всего один веломагазин. У владельца магазина осталась всего лишь одна коробка. В интернете есть куча инструкций по разборке велосипеда и подготовке его к перелету. При перевозке на самолете нужно обязательно предупреждать авиакомпанию, что едете со сверхгабаритным грузом.

С собой в поездку обязательно нужно взять: запасные камеры (2 штуки), заплатки для камер (50 штук), ключ на 15 (лучше брать большого размера, таким будет удобнее откручивать педали), набор шестигранников, монтировка для покрышек, насос, замок.

Фото: Юрий Федоренко
8. Резина

Совет, который поможет сэкономить и время и деньги и увидеть больше мест. Обращайте внимание на резину, на которой едете. У нас в Ярославле есть веломагазин «Точка», где мне сразу дали дельный совет, который, к сожалению , я не воспринял.

На такие дистанции не ездят на горной резине. Уже в путешествии это сказалось.  Скорость велосипедистов, проезжающих мимо меня, в среднем была 20-30 километров в час, моя — 10-18. Это означает, что вы потратите больше времени на дорогу → больше денег → не успеете посмотреть запланированные места.

9. Интернет

Так или иначе для навигатора мне необходим был интернет. А когда в Португалии начались пожары, то нужно было строить маршрут таким образом, чтобы их избежать.
Иными словами интернет был нужен. Ту же самую связь с миром поддерживать всегда приятно.

Выбирал между российскими сотовыми операторами и зарубежными. Остановился на испанском операторе Orange. Работает отлично, без перебоев и главное — быстро. Вечером, если уж накатит тоска, то всегда можно было и в WhatsApp кому-то позвонить или на YouTube позалипать. За 70 дней поездки на связь ушло 110 евро.

10. Погода

Тщательно подходите к выбору сезона, когда планируете поездку. Мне кажется, что я выбрал самое неподходящее. Это была осень. Дождливая Скандинавия и ветряная Германия несколько раз пытались заставить меня свернуть в сторону дома. Когда едешь несколько дней под дождем, со скоростью 5 километров в час через поля со сквозным ветром, то и настроение, мягко говоря, не очень.

Нет смысла играть с непогодой. Я много раз пытался удирать от дождя. Чаще всего не получалось, ибо он быстрее горной резины. Уже во Франции я понял, что если прогноз погоды на вечер обещает дождь, то нужно ставить палатку и оставаться с сухими вещами на следующий день.

11. Мотиватор

Преодолеть 5000 километров не было моей самоцелью. Интересней было добраться до самой западной точки Евразии.

По пути много раз хотелось сдаться, свернуть велосипед и улететь домой. Проблем было много. Попадал под ливни и не просыхал до следующего дня или наоборот ехал под палящим солнцем, прячась от него на пару часов. Поломки, ежедневный поиск ночлега, да и та же самая усталость.

Но я не мог себе позволить того, что слова людей, которые мне говорили, что я не доеду, могут исполнится, а мои нет. Так же я вспоминал многих великих спортсменов и задавал себе вопрос: «А что было бы, если бы они сдались? И вообще сдались бы они или нет?» Это постоянно давало мне сильнейший толчок.

Читайте «Мир, гамарджоба» в Telegram, ищите самые крутые наши материалы на канале в«Яндекс.Дзене» и подписывайтесь на обновления в Facebook и «ВКонтакте».