Залетела: Зачем Росавиация топит Azur Air — крупнейшую чартерную авиакомпании страны

В начале февраля Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта Azur Air — крупнейшей российской чартерной авиакомпании — до 20 марта. Это означает, что если перевозчик не сумеет отреагировать на претензии регулятора и исправить недочёты до этой даты, то все полёты будут прекращены, а за рубежом «без обратных билетов» останутся тысячи человек. «Мир, гамарджоба» разбирался, зачем Росавиации нужны публичные порки и сможет ли Azur Air справиться с неприятностями.

Что случилось

Вечером в пятницу, 2 февраля, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) опубликовало на своём сайте заявление об ограничении сертификата эксплуатанта Azur Air до 20 марта. В небольшом сообщении уточнялось, решение было принято по итогам внеплановой проверки, которая прошла ещё в декабре 2017 года. По её итогам были выявлены «недостатки, касающиеся вопросов поддержания лётной годности воздушных судов и организации лётной работы». Какие именно это недостатки на сайте Росавиации не сообщается, однако уточняется, что, если перевозчик не сможет их устранить до 20 марта, 21-го уже не сможет летать.

В чем причина

По словам источников «Мир, гамарджоба» на туррынке, речь идет о том, что крупнейшая в России чартерная авиакомпания в этом сезоне набрала несоответствующее размерам флота количество рейсов. Располагая 20 самолётами Boeing, в 2017 году, по данным из открытых источников, перевозчик совершил 15,3 тысячи рейсов (по 42 рейса в день), перевезя 3,8 миллиона пассажиров. Источники«Мир, гамарджоба» говорят, что с таким графиком, учитывая маршрутную сеть Azur Air, задержек было не избежать. Из-за интенсивного графика компания не может держать в запасе резервные борта, а возраст некоторых самолётов компании достигает 20 лет, а значит им нужен соответствующий уход. Однако, важно понимать, что при грамотной эксплуатации и своевременном проведении регламентных работ, 20 лет — это небольшой срок эксплуатации для самолёта.

Подавляющее большинство рейсов Azur Air выполняет в пользу туроператора Anex Tour. Более того, компания и сама часть холдинга Anex Tourism Group, в который входит туроператор. Кроме чартерных рейсов перевозчик выполняет также регулярные. На сайте авиакомпании сообщается, что она выполняет перелёты в Дубай, Варадеро (Куба) и Санью (Китай). Примечательно, что билеты на рейс на Кубу на ближайшие даты у Azur Air можно приобрести за 28 тысяч рублей в одну сторону, билеты на «Остров Свободы» другими перевозчиками, по данным сервиса путешествий Туту.ру, можно найти за 34,5 тысячи рублей в оба конца.

Эксперты на рынке в беседе с «Мир, гамарджобой» говорят, что рейсы Azur Air на Кубу действительно носят регулярный характер, однако основная часть кресел на нём выкупается для клиентов Anex Tour. Эта же информация подтверждается и приведёнными на сайте туроператора данными.

Авиаэксперт и главный редактор специализированного портала FrequentFlyers Илья Шатилин говорит, что в истории с Azur Air Росавиацию волнуют задержки рейсов по техническим причинам. «Вряд ли дело дойдёт до приостановки, ограничение будет снято, так что Azur Air, скорее всего, сможет выровнять ситуацию. Возможно, потребуются перестановки в руководстве, сама же Anex Tour вполне в состоянии управлять собственной авиакомпанией», — говорит собеседник «Мир, гамарджобы».

Действительно, только в январе, по данным Росавиации, задержала на два и более часа 11 рейсов. В частности, пассажирам рейса из Уфы в Камрань (Вьетнам) из-за неисправности самолёта 21 января пришлось просидеть в аэропорту 6,5 часов, а на новогодних каникулах туристы, вылетающие из Петербурга в Пунта-Кану (Доминикана), провели и вовсе 10 часов 15 минут в ожидании вылета. Причина всё та же — неисправность авиационной техники.

Еще любопытней на этом фоне выглядит история с рейсами в Канкун в конце января. Из-за нехватки судов, Anex Tour договорился, что в Мексику туристы будут доставлены рейсами «России», а обратно их отвезёт уже Azur Air. Однако, власти Мексики заявили о запрете кроссинговой перевозки (когда туристов привозят и увозят чартерами разных авиакомпаний) в стране. «Россия» уведомила об этом Anex Tour, однако, по данным FrequentFlyers, туроператор всё равно продолжил выписывать туристам билеты на рейсы «России», да еще и обратился в Ростуризм и «Турпомощь» за поддержкой, фактически шантажируя партнёров. В итоге всех туристов всё равно пришлось пересадить на самолёты Azur Air. Зачем Anex Tour понадобился неоднозначный манёвр — загадка.

Похожая ситуация складывается и с другими авиакомпаниями Azur Air — у Anex Tourism Group есть ещё два одноимённых перевозчика на Украине и в Германии. Судя по отзывам на специализированных сайтах, украинские рейсы также задерживаются на долгие часы.

Подобные инциденты, по словам собеседников «Мир, гамарджобы» на рынке, и вызвали резкую реакцию и ограничение сертификата эксплуатанта Росавиацией. Однако запрещать авиакомпании полёты, по данным источников, Федеральное ведомство не собирается. «Заявление — скорее сигнал для рынка, что не нужно набирать обязательств, в разы превышающих возможности собственного флота», — рассказали «Мир, гамарджобе».

Директор крупного российского турагентства AVT.Travel Азамат Сабиров называет позицию Росавиации странной. По его словам, выход в информационное пространство с подобными заявлениями может крайне негативно отразиться на работе Azur Air и вызвать ненужную панику. Намного более эффективным Сабиров считает адресное обращение в авиакомпанию, которое бы не вызвало вала сообщений в СМИ и паники среди клиентов.

Фото: Ken Douglas / Flickr

Что делать

Если турист уже приобрел путёвку, в которой в качестве перевозчика указан Azur Air, то его ждёт несколько сценариев развития событий.

В случае, когда оба рейса (туда и обратно) приходятся на даты до 21 марта, беспокоиться не о чем. Azur Air выполнит все взятые на себя обязательства, правда, возможно с задержками. С другой стороны, от них, судя по данным Росавиации, не застрахованы и путешественники, летающие чартерами других перевозчиков. Многочасовые переносы вылета бывают и у Nordwind Airlines, и у Ural Airlines, и у Royal Flight, и у «России».

Если хотя бы один из перелётов должен быть совершён после 20 марта, то путешественника могут ждать некоторые трудности. С высокой долей вероятности Azur Air всё-таки сможет справиться с ситуацией и Росавиация не станет отзывать сертификат эксплуатанта. Если же сертификат будет отозван, то единственный рентабельный для Anex Tour вариант развития событий — пересадить своих клиентов на «крылья» другой чартерной авиакомпании. Учитывая явный недостаток таких перевозчиков на рынке (особенно после банкротства «ВИМ-Авиа» осенью 2017 года), сделать это будет непросто. Вероятно, задержек и переносов рейсов туристам избежать не удастся.

Кроме того, Росавиация может не отзывать сертификат, а урезать чартерную программу у Azur Air — так она уже поступала в январе, тогда перевозчик лишился 30 процентов рейсов. В этом случае Anex Tour может попытаться пересадить туристов на регулярные рейсы, однако это совершенно нерентабельно с экономической точки зрения.

При наихудшем варианте пассажиров Azur Air с курортов будут эвакуировать рейсами других авиакомпаний. Например, осенью 2017 года застрявших из-за «ВИМ-Авиа» на курортах россиян вывозили не только S7 Airlines, «Аэрофлот», Red Wings и другие российские перевозчики, но и самолёты из специального лётного отряда «Россия» (перевозит президента). Тогда Владимир Путин направил на помощь путешественникам в Анталью два борта Ту-214.

Аннулировать туры, перевозчиком в которых выступает Azur Air, на данный момент преждевременно. Эксперты турбизнеса говорят, что скорее всего конфликт регулятора с авиакомпанией разрешится в ближайшие пару недель. А вот следить за новостями, чтобы не испортить долгожданный отпуск, — будет нелишним.

Текст: Тимур Юсупов

Читайте «Мир, гамарджоба» в Telegram, ищите самые крутые наши материалы на канале в «Яндекс.Дзене» и подписывайтесь на обновления в Facebook и «ВКонтакте»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: