Загадочные ритуалы майя в Мексике и Гватемале

Центральная Америка – регион, в котором испанская культура и культура индейцев майя сплелись воедино, положив начало множеству самых причудливых обычаев и ритуалов. В этих ритуалах присутствуют как элементы местных доколумбовых верований, так и влияние католической церкви. Вера Ермилина, автор Telegram-канала о Латинской Америке VueltaAlMundo по  просьбе «Мир, Гамарджобы» написала о самых интересных ритуалах майя.

В 2012 году, впервые оказавшись в Мексике, я приехала в облюбованный бэкпекерами город Сан-Кристобаль де лас Касас и решила посетить деревню Сан-Хуан Чамула, которая находится примерно в десяти километрах от Сан-Кристобаля и населена в основном индейцами майя из группы цоциль.

Индейские женщины молятся солнцу в Тулуме, на территории древнего города майя. Фото: Вера Ермилина

Небольшая симпатичная церковь в колониальном стиле, расположенная в центре Чамулы, на первый взгляд, мало отличается от сотен подобных церквей, разбросанных по всей Латинской Америке. Однако достаточно переступить её порог, чтобы понять, насколько обманчиво это впечатление.

Во-первых, всё помещение застелено пальмовыми листьями и сосновыми иглами и украшено цветами и длинными полосками ткани. Во-вторых, внутри отсутствуют традиционные ряды скамеек и исповедальни, алтарь и кафедра священника; о католицизме (к которому формально принадлежат местные прихожане) напоминают разве что стоящие вдоль стен статуи христианских святых, одетые, впрочем, в традиционные индейские одежды. Прихожане садятся прямо на пол и проводят религиозные ритуалы либо самостоятельно, либо при помощи шамана. Важнейшие элементы этих ритуалов – расставленные вокруг групп молящихся разноцветные свечи и бутылки с кока-колой, спрайтом и прочей разноцветной газировкой, которой индейцы цоциль приписывают сакральное значение. Верующие разбрызгивают выбранный напиток вокруг себя, бормоча то ли заклинания, то ли молитвы на местном диалекте. Иногда в церемониях в качестве даров для Бога (или богов – у меня не было возможности уточнить этот момент) участвуют курицы, которых приносят в жертву прямо в церкви. В общем, этот храм, будучи номинально христианским, очень слабо напоминает Нотр-Дам де Пари или храм Христа Спасителя.

Церковь в Сан-Хуан Чамула. Фото: Вера Ермилина

К сожалению, внутри церкви запрещено фотографировать. Причём, по словам экскурсоводов, это одно из тех мест, где на появление камеры могут отреагировать весьма агрессивно: вроде бы бывали даже случаи, когда разгневанные прихожане насильно вырывали фотоаппараты из рук туристов. Тем не менее, на городской площади открытки с изображениями интерьера церкви и проводимых в ней ритуалов продаются вполне открыто наравне с прочими сувенирами.

Уличная торговка в Чамуле. Вера Ермилина

Похожие ритуалы мне довелось наблюдать в Гватемале, во время нынешнего путешествия по Латинской Америке. Два божества, которым поклоняются местные индейцы майя, имеют похожие имена – Сан-Симон и Максимон (или Машимон), поэтому их часто классифицируют как одно. Тем не менее, если верить священнику, охранявшему статую Машимона на берегу озера Атитлан, это два разных персонажа.

Сан-Симон своим внешним видом напоминает одновременно Крёстного отца, ковбоя с Дикого Запада и Пиноккио. Гид объяснил нам, что так в представлении индейцев выглядел собирательный образ белого европейца. Говорят, некто посоветовал аборигенам придать идолу такой облик, чтобы поклонение ему можно было выдать за акт почитания иноземных захватчиков, стремящихся искоренить местные «языческие» культы.

Реклама над святилищем Сан-Симона в Зуниле, Гватемала. Фото: Вера Ермилина

Машимон же считается более древним, доиспанским божеством майя. Его имя означает «обвязанный» по двум причинам: во-первых, во время праздничных шествий его привязывают к длинному шесту и проносят по улицам. Во-вторых, деревянное изображение Машимона обвязано многочисленными разноцветными галстуками, преподнесёнными ему почитателями. Но настоящее, более старое, имя божества – Риладж-Мам, что значит просто «Дедушка».

Машимон и шаман. Фото: latinalista.com

Впрочем, у этих двух богов слишком много общего, чтобы считать это случайным совпадением: они оба получают в качестве подношений сигареты и крепкий алкоголь, их часовни украшены разноцветными свечами и цветами, за обоими тщательно ухаживают священнослужители из соответствующих братств – cofradías. Для желающих шаманы за отдельную плату проводят церемонии, во время которых Машимону и Сан-Симону дарят куриные яйца, фрукты и печеньки; в особо сложных случаях в жертву приносят живых куриц. Основные функции у божеств тоже примерно одинаковы: прихожане молятся им о здоровье, процветании, удачи в любви, и так далее. Конечно, все эти черты все-таки свидетельствуют об их общем происхождении, вопреки мнению хранителя Машимона.

Деревянные идолы обоих божеств постоянно меняют местоположение, и чаще всего их часовни располагаются в довольно неприметных местах: в темных переулках, на рынках, в домах местных жителей – поэтому, чтобы найти святилище, вам может потребоваться чья-то помощь. Впрочем, с Машимоном нам повезло: кто-то из путешественников отметил его текущую локацию на Google карте, так что отыскать его не составило особого труда.

Шаман сжигает куриные яйца в качестве подношения Сан-Симону. Зуниль, Гватемала. Фото: Вера Ермилина

Один из любопытных ритуалов, о которых мы узнали в часовне Машимона, предназначен специально для тех, кто отправляется в дальний путь. Верующий должен разделить с идолом сигарету и стопку алкоголя – как правило, рома или самогонки – который заливается шаманом прямо в рот божеству. Бычок сигареты, раскуренной пополам с богом, прихожанин берет с собой в путешествие и зажигает снова, когда чувствует, что ему необходима поддержка Дедушки. Например, незадолго до нашего появления такую церемонию шаман провёл для группы гватемальцев, которых депортировали из США: они надеялись, что, благодаря Машимону, при следующей попытке иммигрировать Фортуна будет к ним более благосклонна.

Но, пожалуй, самое интересное во всех этих ритуалах – их тесная связь с христианством. Вместе с идолами индейских божеств в этих святилищах хранятся нарядно украшенные фигуры Иисуса и Богоматери, к которым относятся с неменьшим трепетом и уважением, самые пышные церемонии проводятся во время католических празнеств, да и в целом, эти персонажи занимают в местных верованиях примерно то же место, что и христианские святые.

Такое сочетание столь различных религиозных традиций может показаться странным, пока мы не сравним их с более привычными нам ритуалами. Можно, например, вспомнить сжигание чучела на Масленицу – совершенно языческий обряд, предшествующий православному Великому Посту, или же традицию украшать елку на Рождество и Новый Год, имеющую кельтские корни и связанные с праздником Зимнего Солнцестояния. Описанные здесь ритуалы майя – всего лишь очередной пример того, как разные традиции, смешиваясь в течение столетий, дают начало совершенно новым культурным и религиозным явлениям.

Читайте «Мир, гамарджоба» в Telegram, ищите самые крутые наши материалы на канале в «Яндекс.Дзене» и подписывайтесь на обновления Facebook и «ВКонтакте».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: